Надо ли хранить на бумажном носителе банковские выписки? Каковы реквизиты нормативных актов или любых других, регламентирующих порядок хранения вышеназванных документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлена обязанность хранения банковских выписок на бумажном носителе.
Обоснование вывода:
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В соответствии с п. 23 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», утвержденного приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н (далее — ФСБУ 27/2021), экономический субъект должен хранить подлинники документов бухгалтерского учета (первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета), составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа. Документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены (п. 24 ФСБУ 27/2021).
Электронным документом признается информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Электронные документы распечатывать и хранить на бумажном носителе не нужно (письмо Минфина России от 13.01.2016 N 03-03-06/1/259, Вопрос: Нужно ли создавать копии электронных документов на бумажном носителе и хранить их в бумажном виде? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)).
Банковская выписка не является первичным учетным документом в отличие от платежного поручения. Так, если электронное платежное поручение заверено квалифицированной электронной подписью, выводить такой документ на бумажный носитель или распечатывать банковские выписки не требуется (письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-03-06/1/24).
В определении ВС РФ от 30.01.2017 N 307-ЭС16-19374 по делу N А56-73410/2015 указано: банковские выписки не являются первичной бухгалтерской документацией по смыслу Закона о бухгалтерском учете, в связи с чем на общество не возлагается обязанность по их хранению. Выписки не составляются обществом и не подписываются руководителем организации и главным бухгалтером общества. Указанные выписки предоставляются банками и содержат информацию, предоставляемую кредитными организациями (постановление Двадцатого ААС от 25.03.2024 N 20АП-6996/23 по делу N А54-2218/2022).
Вместе с тем в силу действующего законодательства Российской Федерации налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, и непредставление таких документов является основанием для привлечения к налоговой ответственности. Кроме того, требования налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов независимо от того, предусмотрено ли ведение данных документов налоговым законодательством, законодательством о бухгалтерском учете или нормами иных отраслей права, являются правомерными (смотрите постановление АС Московского округа от 23.03.2021 по делу N А40-31193/2020).
В силу подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Течение пятилетнего срока начинается после налогового (отчетного, расчетного) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, исчисления и уплаты налога (сбора, страховых взносов), в том числе для подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829).
Указанный порядок распространяется на хранение документов электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе «Клиент-банк» (Вопрос: Какой срок хранения первичных учетных документов (накладных и счетов-фактур, банковских выписок и пр.) и документов электронных систем документооборота для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», август 2021 г.), письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104).
Таким образом, несмотря на то, что банковские выписки не являются первичными документами, есть необходимость в хранении данных документов.
Законодательством не установлена обязанность хранить банковские выписки на бумажных носителях. Банковские выписки могут храниться в электронном виде в виде выгруженных файлов. При этом в целях обеспечения безопасности целесообразно создавать резервные копии сохраненных документов на съемных носителях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина
Ответ прошел контроль качества
19 мая 2025 года
Служба Правового консалтинга ГАРАНТ