Публикации о ясновидящих, которые избавляют от алкоголизма, нарушают Закон о рекламе
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 марта 2025 г. N 011/04/14.3-67/2025.
Управление ФАС привлекло газету (буклет рекламных объявлений) к административной ответственности за ряд публикаций о местной ясновидящей. В спорных публикациях эта гадалка делилась своими соображениями о курсе рубля, а также хвасталась, что умеет «снимать» алкогольную зависимость («Через несколько месяцев после того, как я начинаю спасать человека от пьянства, тяга к алкоголю исчезает навсегда. Нет, не как после медицинского кодирования. Человек может выпить без вреда для физического и психического здоровья. Но вот захочет ли?»; «Алкоголизм и наркомания — это беда многих людей. Когда смотрю на наркомана, я не вижу его души. Она черная и вязкая. Как правило, на таких людях лежит тяжелое проклятие, которое заставляет совершать самые ужасные действия» и т.п.).
УФАС признала публикацию указанных пассажей нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), отметив следующее:
- из материалов дела усматривается, что услуги, указанные в рассматриваемых рекламах, относятся к услугам оккультно-магического характера;
- из общедоступной информации, содержащейся в сети Интернет, следует, что избавление от алкоголизма — это метод медикаментозного или психотерапевтического воздействия на организм пациента с целью избавления его от неконтролируемой тяги к алкоголю; лечение наркомании — методы, направленные на избавление наркозависимого от физической и психологической тяги к наркотикам, а также на уменьшение принимаемых наркозависимым доз;
- согласно Номенклатуре медуслуг (утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н) к медицинским услугам относится психотерапия (А13.29.008), в том числе индивидуальная психотерапия (А13.29.008.001), которая используется при лечении от алкоголизма и наркомании;
- в соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров;
- таким образом, в рассматриваемом случае для признания рекламы нарушающей требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе необходимо доказать, что изложенная в рекламе информация очевидно ассоциируется у потребителя с услугами, которые имеют лечебные свойства, оказывают положительное влияние на течение болезни, при этом оценка рекламы, ее содержания должна осуществляться с позиции рядового потребителя, не обладающего специальными познаниями;
- установлено, что в рассматриваемой рекламе идет речь, в том числе, об избавлении от алкоголизма, снятии алкогольной зависимости. Избавление от заболевания (алкоголизм) предполагает услуги по его лечению. В публикации также приведено сравнение с медицинским кодированием и указано, что в результате работы ясновидящей человек может выпить без вреда для физического и психического здоровья;
- таким образом, содержащаяся в рассматриваемой рекламе информация, по сути, является рекламой избавления от алкоголизма, лечение которого обычно осуществляется медицинскими способами, препаратами, кодированием. Реклама очевидно вызывает у потребителя ассоциацию с избавлением от алкоголизма, формирует интерес к услугам по избавлению от алкогольной зависимости, направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться данными услугами;
- следовательно, рассматриваемая реклама содержит указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объектов рекламирования, которые, исходя из содержания рекламы, не относятся к медицинским услугам или методам, указанным в п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»