Главная E Новости E Для всех E Предоставление по запросу политики обработки персональных данных

Клиент просит предоставить ему политику в отношении обработки персональных данных? Достаточно сообщить ему адрес сайта, где она размещена?

Абонент известного сотового оператора, разозленный неожиданной рекламной СМС о выгодных кредитах, потребовал и от сотового оператора, и от рекламодателя компенсации за нарушение своих прав (потребителя), а от сотового оператора — еще и предоставить ему:

  • документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных (ПДн),
  • сведения о реализуемых оператором требованиях к защите ПДн;
  • возможность лично непосредственно ознакомиться со своими персональными данными, обработку которых осуществляет оператор, в том числе с документами на бумажных носителях.

Оператор ответил на претензию — денег дать отказался, ПДн абонента не представил, а насчет политики объяснил, что почитать её можно на сайте.

Рассерженный абонент обратился в суд с аналогичным иском. У автора СМС-ки он отсудил 2 000 рублей в счет компенсации морального вреда, ведь рекламное сообщение было направлено без согласия получателя, а вот в отношении требований к оператору суд (начиная с апелляционной инстанции) не поддержал истца:

  • на содержащееся в запросе истца требование о предоставлении документа, определяющего политику ответчика в отношении обработки ПДн, ответчиком предоставлен ответ, в котором истцу сообщена требуемая им информация, указан адрес сайта, где можно ознакомиться с интересующим истца документом;
  • при этом из данного ответа явственно и недвусмысленно усматривается предоставление всей интересующей истца информации, в том числе указано, что можно более подробно изучить документ, определяющий политику оператора, и сведения о реализуемых ответчиком требованиях к защите персональных данных (на сайте ответчика), указан адрес данного сайта;
  • вопреки доводам истца, действующее законодательство не предусматривает обязанность оператора ПДн предоставлять субъекту письменные документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, а лишь содержит необходимость предоставления субъекту ПДн информации, что и было сделано ответчиком;
  • что касается непредоставления истцу ответчиком непосредственно персональных данных самого истца, которые обрабатывает ответчик, то согласно ч. 1, ч. 3 ст. 14 Закона о персональных данных, соответствующие сведения предоставляются субъекту ПДн оператором в течение 10 рабочих дней с момента обращения либо получения оператором запроса, который должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта ПДн, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта ПДн в отношениях с оператором либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя;
  • между тем, запрос истца не содержал всех упомянутых реквизитов, а намерения истца ознакомиться лично с документами, содержащими его ПДн, без личного присутствия истца в офисе ответчика, исключают наличие у ответчика возможности предоставить истцу таковое;
  • факт неуказания в ответе оператора на обращение истца своего графика работы нельзя расценить как отказ со стороны оператора в ознакомлении с персональными данными;
  • кроме того, исходя из материалов дела и положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к выводу, что действия истца могут расцениваться как злоупотребление правом с целью формирования условий для искусственного создания обстоятельств, формально влекущих к возникновению видимости нарушения ответчиком прав истца, и необоснованному возникновению обязанности у ответчика перед истцом по выплате истцу денежного возмещения.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»