Главная E Новости E Для кадровика E Признание недействительным решения СФР о штрафе

Должен ли работодатель информировать СФР об инвалидности работника?

Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения СФР. Фонд по результатам камеральной проверки оштрафовал страхователя на 2 500 рублей за несвоевременное направление сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия.

Страховщик в извещении, направленном страхователю через СЭДО, потребовал от него внести в электронный листок нетрудоспособности код «45» в строке «Условия начисления» в связи с тем, что на момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имело группу инвалидности. Это требование работодатель в установленной срок не выполнил.

Суды первых двух инстанций сочли факт нарушения доказанным и в удовлетворении требований учреждения отказали. По их мнению, страхователь как лицо, отвечающее за достоверность предоставляемых страховщику сведений, обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности, а при непредставлении данной информации в составе сведений, необходимых для назначения пособий, — направить ее в установленный извещением срок.

Однако АС округа решения судов нижестоящих инстанций отменил. Судьи указали, что при оформлении листков нетрудоспособности в электронной форме раздел «Условия начисления» ЭЛН страхователем не заполняется.

Страхователь предоставляет сведения, необходимые для формирования листка нетрудоспособности в объеме, установленном подпунктом «а» пункта 22 Правил…, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010. Причем данные сведения, перечень которых является закрытым, представляются по запросу страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности, только в случае, если эти сведения у страховщика отсутствуют (п. 23 Правил N 2010).

В рассматриваемом случае страховщик запросил информацию, которой располагал сам и которая не подлежала предоставлению в составе сведений, необходимых для назначения пособия. Следовательно, непредставление запрошенных сведений не образует состав правонарушения.

Судьи подчеркнули, что в силу п. 3 Правил N 2010 назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком не только на основании сведений и документов, представляемых страхователем, но и на основании сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Для целей самостоятельного установления информации о наличии или отсутствии у застрахованного лица инвалидности страховщик вправе запросить такие сведения у оператора федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (подп. «б» п. 24 Правил N 2010). Фонд располагал всеми необходимыми сведениями, в том числе самостоятельно установил факт наличия у застрахованного лица инвалидности, следовательно, препятствия для назначения и выплаты пособий у него отсутствовали.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»